Черная дыра Максима Долгополова
Компания «Агастон» Максима Долгополова имеет активы в 16,4 млрд рублей, по утверждению самой структуры. В то же время на практике получается, что тактика «Агастона» выстроена на покупке «сложных» активов в сфере недвижимости и продаже клиентам «мыльный пузырь» с проблемами.
Оказывается, можно потерять миллионы, вложившись в будущие приобретения. Как и почему это происходит? Хороший пример - сделки, которые проводят структуры бизнесмена Максима Долгополова. Компании, аффилированные с его компанией «Агастон», или организации, конечным бенефициаром в которых является Максим Долгополов, покупают на торгах (в том числе банкротных) сложные с юридической точки зрения объекты – это удобно, часто такие здания или земля имеют обременения, что объясняет их невысокую цену. Следующий этап – поиск покупателя на такой объект, заключение предварительного договора купли-продажи, получение аванса. А вот дальше начинаются проблемы. Снять обременения с объекта не получается, будущему покупателю он так и не переходит, а аванс ему не возвращают. К компаниям Долгополова раз за разом предъявляются иски, и чаще всего люди уже не могут вернуть свои деньги.
Одна из показательных историй – ситуация с объектом на улице Шаболовка. В 2021 году три нежилых здания площадью 2488,7 кв.м., 253,5 кв м и 61,9 кв м на земельных участках общей площадью около 20 соток продавались с торгов в рамках процедуры банкротства их прежнего владельца. Здания не представляли из себя особой ценности и даже были ветхими строениями, в связи с чем Департамент государственного имущества Москвы даже требовал их снести. А вот земля была ценной, перспективной с точки зрения возведения на ней апартаментов, что и хотел сделать прошлый владелец этой земли, но попал в долги, в связи с чем на момент приобретения на торгах на все здания был наложен арест в рамках уголовного дела.
С учетом непростой ситуации земля эта стоила не так дорого, зато сулила перспективы. И была куплена с торгов – компанией ООО «ВСК» в интересах ООО «Брокер». Обе этих компании фактически принадлежат бизнесмену Максиму Долгополову, хотя «Брокером», например, на тот момент руководил Дмитрий Голубятников.
А вот дальше эта недвижимость была продана покупателю – ООО «Апсис Актив» с опционом. «Апсис Актив» внесла задаток – 50 млн рублей, общая сумма сделки должна была составить 510 млн рублей. Компания-покупатель ожидала, когда ООО «Брокер» очистит этот актив от юридических сложностей (от наложенного ареста в рамках уголовного дела и от претензий ДГИ Москвы). Интересно, что ООО «Апсис Актив» - дочерняя структура крупной компании «ФосАгро», работающей в сфере АПК, однако занимающейся и строительством в том числе.
Однако урегулировать вопрос о снятии уголовного ареста не удавалось, несмотря на целый ряд судебных процессов, условия опциона выполнены не были, и «Апсис Актив» отказался от сделки, попросив вернуть аванс (заметим, что уже позже, в июне 2022 года, арест был снят Постановлением Басманного районного суда г. Москвы, а в декабре 2022 года претензии ДГИ были окончательно отклонены судом, здания подлежали капремонту).
Тем временем Максим Долгополов забрал долю в ООО «Брокер» у Дмитрия Голубятникова, воспользовавшись опционом, заключенным еще до сделки с «Апсис Актив», и переведя эту компанию на свою маму Татьяну Ивановну Чернову. Директором ООО «Брокер» в апреле 2023 года стал Семен Игнатюгин, сотрудник той самой группы «Агастон». Формально «Апсис Актив» оказались в положении обманутой стороны, ведь запрещено заключать сделку опциона, если есть какие-либо другие обязательства, обременения и так далее. В итоге сейчас «Апсис Актив» пытается взыскать деньги через суд – причем не только 50 млн рублей задатка, но и штраф, проценты – итого чуть более 100 млн рублей, считая случившееся «неосновательным обогащением» со стороны ответчика.
Похожая история – с объектом на улице Кирпичные Выемки в Москве. Максим Долгополов обязался передать по договору купли-продажи компании-застройщику «Латер» два здания по этому адресу, каждое площадью чуть больше 420 квадратных метров, при этом площадь лакомого участка равнялась примерно 1 гектару. Цена договора составляла 640 млн рублей. Аванс «Латера» составил 10 млн рублей. Кроме того, «Латер» открыл для продавца (Максима Долгополова) аккредитив на сумму в 90 млн рублей в КБ «ЛОКО-Банк». Чтобы провести сделку, Долгополов должен был подготовить объекты, в частности, получить градостроительный план земельного участка под продаваемыми объектами с технико-экономическими показателями, чтобы подтвердить, что земля пригодна под строительство жилья. Но этого сделано не было. В итоге «Латер» здания в собственность так и не получил. Компания сочла вложенные 100 млн рублей необоснованным обогащением продавца (Максима Долгополова) и пошла в суд. Компания получила назад только 10 млн рублей аванса. Буквально недавно, в ноябре 2023 года, «Латер» уточнил свои исковые требования – и теперь просит суд взыскать с Долгополова (с учетом еще и пеней и процентов) 150 с лишним миллионов рублей.
Стоит заметить, что сейчас здания на улице Кирпичные Выемки еще и арестованы в силу обеспечительных мер по иску Тиграна Балагезяна, руководителя компании «Санвентон». Ранее в апреле 2023 года суд удовлетворил иск Балагезяна к Максиму Долгополову о взыскании с последнего долга почти в 20 млн рублей (которые, говорится в документах, Долгополов занял у Балагезяна), чтобы обеспечить возврат этих средств, бизнесмен наложил через суд запрет управлению Росреестра по Москве по каким-либо действиям с данной недвижимостью. В ряде СМИ рассказывают о некой двойной продаже недвижимости в Барвихе, которую провел Балагезян, однако, к примеру, перипетии с недвижимостью на Кирпичных Выемках лишний раз иллюстрируют нарушения как раз в действиях Долгополова. Интересно, что летом нынешнего года было отменено возбуждение уголовного дела «в отношении неустановленных лиц», касающееся сделки по зданию в Барвихе (дело было возбуждено по заявлению компании «СКИФ», одной из фирм Максима Долгополова) – в связи с территориальной неподсудностью, а также тем, что между ИП Балагезян и «СКИФ» идет разбирательство в арбитраже, что говорит о гражданско-правовых, а не уголовных взаимоотношениях сторон. Правосудие сочло, что «СКИФ» фактически безосновательно требовало уголовного разбирательства.
Другие ситуации имели схожие сценарии. Например, компания ООО «Монолит» в 2021 году оказалась в такой ловушке, заключив с компанией ООО «Кверти» (ее конечный бенефициар также Максим Долгополов) предварительный договор купли-продажи недвижимого имущества, в соответствии с которым стороны обязуются заключить в будущем договор купли-продажи объекта – нежилое помещение площадью 493 квадратов на Ленинском проспекте. «Монолит» внес аванс в размере 2 млн рублей, в итоге сработала та же схема: компания-покупатель не увидела ни своих денег, ни объекта. Оказалось, что покупатель при заключении предварительного договора купли-продажи был фактически введен в заблуждение: объект имеет неузаконенную перепланировку, также имеется факт самовольного занятия земельного участка, информация об этом была скрыта, поэтому основной договор купли-продажи в итоге не был заключен. «Монолит» обратился в арбитраж с взысканием - и выиграл. Сначала в феврале 2022 года отсудил у «Кверти» 2 млн рублей своего аванса, а в итоге летом 2022 года арбитраж Санкт-Петербурга утвердил мировое соглашение между сторонами, «Кверти» согласилась с требованиями пострадавшей стороны.
Разбирательства случились и по еще одной покупке Максима Долгополова. В 2020 году OOO «BCK» (структура Максима Долгополова) приобрело ряд зданий, а также землю на улице Пришвина. А в 2021 году заключила с ООО «Лизинговая компания «PC Лизинг» договор купли-продажи этой недвижимости. Лизингополучателем выступило ООО «РИОТЭКС Регион», заключив договор лизинга с «РС Лизинг». Компания «ВСК», купив здания, приобрела также и все права и обязанности Арендодателя, в том числе страховые депозиты (обеспечительные платежи). Но после регистрации перехода права собственности к ООО «РИОТЭКС Регион» расчеты по этим обеспечительным платежам «ВСК» не осуществила. ООО «РИОТЭКС Регион» обратилось в арбитраж. Суд счел действия «ВСК» пользованием чужими денежными средствами «вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате». В итоге в 2023 году компания отсудила у «ВСК» 5 млн 747 тысяч рублей обеспечительных платежей, а также арендные платежи и проценты за пользование чужими денежными средствами – в целом общая сумма составила более 6,5 млн рублей.
Или, к примеру, в январе 2023 года структура Максима Долгополова - компания «Советник» - получила еще от одного покупателя (ИП Сысоев В.Н.) аванс в счет покупки в Зеленограде (помещение площадью в 618 квадратов), общая цена составила 70 млн рублей. Однако люди, давшие задаток на недвижимость, объект не получили – помещение было продано другим лицам, задаток тоже не возвращен. В итоге обиженный покупатель тоже пошел в суд – и взыскал 6 млн рублей задатка.
В подобных случаях, сколько бы клиент не вложил средств, - можно предположить, что они пропадут. Вхождение в такие сделки – рискованное предприятие. Погружаясь в сферу недвижимости, нужно не только все внимательно взвесить и анализировать, но и знать, что есть компании, которым нельзя давать деньги, иначе – попадешь в ловушку.
БОлее подробно тут: https://dolgopolovm.wordpress.com
0 комментариев